Персональный сайт учителя логопеда Хворовой Екатерины Олеговны
Трудности обучения в школе детей с нарушениями речиДля родителей детей старшего дошкольного возраста актуален вопрос: «А готов ли мой ребенок к обучению в школе?». И особо остро этот вопрос встает у родителей детей, посещающих специализированные речевые дошкольные учреждения или логопедические группы в комбинированном ДОУ. Существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. И если к моменту поступления в школу у ребенка есть проблемы с устной речью, в девяти случаях из десяти, у него будут трудности с письмом и чтением. Поэтому, от степени языкового развития будет зависеть дальнейшее продвижение ребенка в школе. Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей русского языка начинается у детей в 1,5 - 3 года и в основном заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе овладением письменной речью. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от достаточной речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения. Письмо и чтение являются сложными многоуровневыми психофизиологическими процессами, которые осуществляются в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного, речеслухового и общедвигательного анализаторов. Для успешного овладения навыками письма и чтения необходимо, чтобы у ребенка был в достаточной степени сформированы: слуховая дифференциация звуков, звукопроизношение, языковой анализ и синтез, слоговой анализ и синтез, анализ предложения на слова, сформированность лексико - грамматической стороны речи, высокий уровень развития зрительного и слухового анализа, синтеза, внимания, памяти, пространственных представлений. Несформированность какой-либо из указанных операций вызывает нарушение процесса овладения письмом и чтением, приводит к возникновению дисграфии и дислексии. Дислексия - это недостатки чтения. К ним относят: замедленность, причем механизм чтения может быть побуквенным, послоговым, целыми словами; неточность - ошибки, пропуски, угадывание, механичность (без понимания читаемого); несоответствие правилам орфоэпии, монотонность. Дисграфия - это недостатки письменной речи. Полноценное письмо должно быть быстрым, но одновременно точным, грамотным и разборчивым. Недостатки письма: замедленность, неточность (пропуски, искажения), безграмотность, неразборчивость (неправильность или нечеткость написания букв). В случаях, когда дефекты произношения выражаются в заменах звуков и их смешиваниях, в письменной речи ребенка обычно наблюдаются ошибки в соответственных группах: свистящих и шипящих, или соноров, или звонких и глухих, мягких и твердых, йотированных и чистых гласных, в зависимости от дефекта речи дошкольника. В случаях более сложного дефекта звукопроизношения один и тот же звук может иметь разнообразные замены в связи с тем, что у ребенка наблюдается одновременно недостаточность различения звонких и глухих, свистящих и шипящих, щелевых и смычно- щелевых. В результате могут смешиваться между собой все 7 звуков группы свистящих и шипящих. Звуковой анализ слова становится крайне трудным и неполноценным. В письме такого школьника ко всем указанным трудностям присоединяется и невозможность разобраться в буквенных обозначениях смешиваемых звуков. Кроме того, при дизартриях часто наблюдаются различные моторные нарушения не только речевого аппарата, но и нарушения подвижности взора и мелких движений рук. В связи с этим могут быть ошибки в начертании букв, связанные с неустойчивостью почерка, с астереогнозом, затрудняющим различение правой и левой стороны, верха и низа. И в чтении и в письме может проявляться трудность слежения за строкой, что ведет к потере строки, недописыванию, недочитыванию слова, строчки, к соскальзыванию с одной строки на другую. Более грубые общие двигательные нарушения приводят к тому, что для ребенка трудно выработать достаточно правильный и разборчивый почерк, который при переходе на скоропись опять становится неровным, неразборчивым. В более легких случаях, при хорошем интеллекте, с исправлением произношения, с развитием словаря и фразовой речи, ребенок справляется со всеми затруднениями в письме и чтении достаточно успешно. В процессе своего развития (обучения) структура, как письма, так и чтения значительно изменяется, причем оба процесса тесно связаны. У человека, только начинающего писать, на первом плане стоят следующие процессы: звуковой анализ слова, написание каждой отдельной буквы, сохранение нужного порядка их; пишущие опирается при этом на проговаривание того, что пишет. В специализированных группах дошкольных учреждений, большая часть детей имеет диагноз общее недоразвитие речи II-III уровня. У этих детей речеслуховой анализатор, т.е. речевой слух или фонематический слух сформирован недостаточно. Работа речедвигательного анализатора нарушена. Наблюдается сниженная зрительная и слуховая память. Уровень развития устной речи не соответствует возрастным нормам: словарь беден, имеются значительные нарушения грамматического строя речи, нарушена слоговая структура слова, звуконаполняемость. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для того чтобы у детей с ОНР была возможность успешно овладеть навыками письма и чтения, необходима большая системная, специализированная помощь по коррекции речи и всех психомоторных функций ребенка еще в дошкольном возрасте.
21 апреля 2017 в 17:40
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.