Персональный сайт учителя логопеда Хворовой Екатерины Олеговны

РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Консультация для воспитателей:

«РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ».

 

В клинической картине дизартрии неизменно присутствуют расстройства дыхания. Неречевое дыхание детей с дизартрией имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при эмоциональном напряжении.

Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания. У детей с дизартрией эта координация нередко нарушается даже в процессе плавной речи. Перед вступлением в речь дизартрики делают недостаточный по объему вдох, что не обеспечивает целостного произнесения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко дети говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

При коррекции дизартрии в практике, как правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приемов установления плавности речи.

Цель дыхательных упражнений – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

Существует определенная система, которой желательно придерживаться при  работе над дыханием; при этом следует различать физиологическое (жизненное) дыхание и речевое дыхание, которое значительно отличаются друг от друга.

Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для этого являются общеразвивающие и логоритмические игры и упражнения, которые целесообразно включать в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, в физкультурные и музыкальные занятия,  а в теплое время года – в прогулки.

Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения. Их цель: координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

1. Вдох и выдох через нос

Вдох – глубокий, выдох – длительный, плавный.

Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох через другую. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.

2. Вдох через нос, выдох через рот

Если выдох через рот не получается , зажать нос пальцами.

Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох через одну ноздрю – выдох обычный. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.

3. Вдох через рот, выдох через нос

Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало, ватку, полоску бумаги.

Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох обычный – выдох через одну ноздрю. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох быстрый – выдох медленный.

4. Вдох и выдох через рот

Если упражнение не получается, зажать нос пальцами.

Варианты. Вдох обычный – выдох с имитацией стона. Вдох толчками – выдох обычный. Вдох обычный – выдох толчками. Вдох толчками – выдох толчками. Вдох обычный – выдох с усилением в конце.

Примечание. При речи и пении мы пользуемся комбинированным носоротовым дыханием, поэтому одновременно тренируем и то и другое.

5. Комбинированный вдох

Задержка дыхания, выдох через нос.

Задержка дыхания, выдох через рот (слегка приоткрытый).

Примечание. При систематическом повторении этих  упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.

После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков, слогов, слов, предложений и фраз.

 Игры и упражнения

на развитие речевого дыхания без участия речи

Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

1. «Цветочек». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).

2. «Одуванчик» (проводится на свежем воздухе). Сорвать одуванчик, подуть на него так, чтобы с первого-третьего раза слетели все пушинки.

3. «Узнай по запаху». Узнать яблоко, сок, одеколон, и т. п. по запаху сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.

Дыхательно-голосовые игры и упражнения

на материале гласных звуков

Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.

Инструкция к выполнению. Вдох через рот – быстрый, пауза, выдох медленный с одновременным произношением гласных сначала шепотом, затем громко.

1. Произношение гласного звука на выдохе (2 – 4 раза); а, о, у, ы, э (шепотом, голосом).

2. Произношение двух гласных на одном выдохе (2 – 4 раза): а – э, о – у, и – ы, э – и (шепотом, голосом).

3. Произношение трех гласных на одном выдохе (2 – 4 раза: а –э – о, о – у – и, о – у – а, о – э – ы, а – у – о (шепотом, голосом).

Дыхательно-голосовые игры

и упражнения на материале согласных звуков

Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.

Инструкция к выполнению. Произношение согласных идет на одном выдохе, сначала с беззвучной артикуляцией, затем – громко. Логопед должен следить за тем, чтобы ребенок правильно имитировал нужный звук, и поощрять длину выдоха. (Отмечать время счетом.)

1. Произношение глухих согласных на одном выдохе: ф, с, ш, х.

2. Произношение двух согласных на одном выдохе: ф – с, с – ш, ш – с,  х – ф и др.

3. Произношение трех согласных на одном выдохе: ф – с – ш  и др.

Дыхательно-голосовые игры

и упражнения на материале слогов

Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.

Инструкция к выполнению. Произнесение слогов сначала на шепоте, затем громко на одном выдохе. Упражнения можно сопровождать движением рук. Используйте прием наращивания слогов, т.е. сначала дается один слог, потом два, три и т. д.

1. Повторение слогов с одинаковыми гласными и одинаковыми согласными: па, па-па, па-па-па, па-па-па-па;  пап, пап-пап, пап-пап-пап-, пап-пап-пап-пап;  апа, апа-апа, апа-апа-апа-, апа-апа-апа-апа.

2. Повторение слогов с одинаковыми гласными и разными согласными: та-па, ти-пи, то-по;  та-па-ва, ти-пи-ви, то-по-во;  та-па-ва-ка, ти-пи-ви-ки, то-по-во-ко.

3. Повторение слогов с разными гласными и одинаковыми согласными: па-пу, па-па-пу, па-па-па-пу-пу-пу; па-по, па-по-пу, па-по-пу-пы; па-по, па-по-па-пу, па-по-па-пу-па-пи; па-по-пу, па-по-пи, па-по-па, па-по-пы; па-по-по-по, пу-пи-пи-пи, по-пу-пу-пу, пэ-пе-пе-пе.

Дыхательно-голосовые упражнения на материале слов

Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слов с изменением силы и высоты голоса.

Инструкция к выполнению. Произнесение слов идет на одном выдохе. Удлиненный выдох наращивается постепенно. Произнесение слов можно сопровождать дирижированием, т. е. движениями руки в такт проговаривания.

1. Произнесение ряда слов на одном выдохе: папа, папа, пока; папа, пока, кипа; папа, пока, кипа, пика и т. д.

2. Перечисление дней недели (каждую строчку говорить на одном выдохе):  понедельник;  понедельник, вторник;  понедельник, вторник, среда  и т. д.

3. Перечисление названий месяцев: январь; январь, февраль; январь, февраль, март и т. д.

1 октября 2019 в 16:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.